Страницы из Великой Истории
|
Столица Израиля, Иерусалим, расположился на склонах Иудейских гор: Акра, Сион и Мориа. Если подняться на Масличную гору, то перед вами, как на ладони, предстанет вид на сердце Иерусалима - Старый город. Отсюда он открывается во всем своем величии: мощные крепостные стены с 34 башнями и 8 воротами, купола храмов, мечетей и синагог. Но если вы спуститесь в сам город, то окунетесь в атмосферу какой-то особой святости, таинственности и непроходящей волшебной сказки. Посещение Старого города - это всегда потрясение, событие, волшебство. И не важно, пришли вы сюда впервые, или бывали здесь уже много раз. |
Узкие мощеные улочки, римские колонны, величественные стены с многочисленными арками сразу становятся родными и наполняют вас ощущением нереальности всего происходящего. Каждый камень Старого города готов рассказать вам свою историю. Именно здесь был построен Иерусалимский храм, здесь распяли Христа и отсюда Мухаммед поднялся в рай. |
| По этим, отполированным миллионами ног улицам, проходили цари и рабы, воины и паломники, торговцы и нищие. В Старый город ведет 8 ворот:Дамасские (Шхемские), Яффские, Сионские (ворота Давида), Мусорные (Навозные), Львиные, Ирода (Цветочные), Новые и Золотые. Всего в Стене Сулеймана насчитывается 11 ворот, из которых открыты только семь: Новые, Яффские, Львиные, Цветочные, Сионские, Мусорные и Дамасские. Ворота, как и крепостные стены Иерусалима, были построены султаном Сулейманом Великолепным, правителем Османской империи Читать полностью: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-23196/
|
Дамасские или Шхемские, Колонные ворота имеют древнюю историю. Первые ворота на этом месте были сооружены Иродом Антипой I (41-44 гг.), затем они были перестроены императором Адрианом и стали представлять собой отдельно стоящий монументальный вход в Элию Капитолину – город, построенный римлянами на месте разрушенного Иерусалима. Единое целое со стеной эти ворота стали составлять только в III в. и использовались по меньшей мере вплоть до V в. Дамасские или Шхемские ворота – самые красивые, богато украшены орнаментом. Ворота в их современном виде были построены в 1537 году во времена Сулеймана Великолепного. | До сих пор видны древние стены, сложенные из гигантских тесаных блоков. От этих ворот начиналась дорога на Дамаск и Шхем (Наблус). В 1979 году вошел в строй пешеходный туннель, сокращающий путь от Шхемских ворот до Стены плача. Шхемские ворота являются гласным входом в Мусульманский квартал; обращены на север в сторону Дамаска и Шхема. Недалеко от Дамасских ворот расположены пещеры Седекии (Соломоновы каменоломни), где добывали камни на постройку Первого Храма.
Древняя дорога на юг в сторону Хеврона начинается от открытых четыреста лет назад Сионских ворот, что расположены на знаменитой горе Сион. Они ведут в еврейский квартал города. В современном виде построены все тем же Сулейманом Великолепным. Сионские ворота также называются воротами Давида, так как за пределами стен Старого города у Сионских ворот находится Гробница Давида. Согласно преданию, на этом месте похоронен царь Давид, победитель Голиафа – царь Израиля, чей образ вдохновил Микеланджело на создание одного из величайших в мировой истории произведений искусства.
|
| Здание, в котором находится усыпальница – каменный саркофаг, покрытый бархатным покрывалом. Снаружи оно увенчано минаретом, а внутри кроме гробницы Давида находится христианская святыня – горница "тайной вечери", последней встречи Иисуса с учениками на пасхальной трапезе.
|
Мусорные, или Навозные ворота, через которые сеголня можно въехать в Старый Город на рейсовом автобусе, впервые упоминаются в Ветхом Завете в связи со строительством Первого Храма. Тогда через них вывозили в долину Кидрона мусор, накопившийся на Храмовой Горе в ходе строительных работ. Мусорные ворота располагаются в самой низкой части Старого Города, в долине ручья Тирапеон, пролегающей между холмами Сион и Мориа, на которых стоит Иерусалим. Со времён Второго Храма в части города, прилегавшей к Мусорным воротам, селились бедняки, пасшие овец на пустынных холмах к югу от Иерусалима. Эти ворота самые маленькие и ведут в мусульманский квартал. Когда-то это был небольшой проем в крепостной стене, через который мог проехать только один человек на осле. Но в свое время иорданцы расширили ворота до теперешних размеров и сейчас там могут проезжать автомобили. |
Среди всех ворот Иерусалима Львиные лидируют по количеству присвоенных им названий. Их называют воротами колен Израилевых; воротами Девы Марии (по одной из легенд, Дева Мария родилась неподалёку отсюда); воротами Святого Степана (который мученически погиб возле Львиных ворот); воротами Иерихона (отсюда берёт начало дорога на Иерихон); воротами Иосафата (Львиные ворота «смотрят» на долину Иосафата, она же долина ручья Кидрон) и, наконец, «Масличными воротами», в честь Масличной Горы напротив. Ворота украшены геральдическими львами, символами мамлюков, и обращены в сторону Иерихона. В христианской традиции, Иисус перед казнью вошел в Иерусалим именно через эти ворота. Их иногда называют воротами девы Марии, так как недалеко от них находится ее гробница.
|
| Через них можно попасть в мусульманский квартал. Здесь берет свое начало и главная улица Виа Долороса - Крестный путь или Путь страданий Иисуса Христа. Именно через эти ворота вошёл в Иерусалим Иисус, неся свой крест к месту, где сейчас стоит храм Гроба Господня. По этому маршруту ежегодно проходит пасхальный крёстный ход.
|
Ворота Ирода, или Цветочные, "ворота лунатиков" ведут в мусульманский квартал. Названы в честь Ирода Антипы, сына Ирода Великого, так как дом, находящийся поблизости от ворот, ошибочно считали принадлежавшим ему. Их еще называют Цветочными, так как их украшает орнамент из цветочных гирлянд, а также, согласно другой легенде, когда то у этих ворот было высажено большое количество цветов. Арабы называют их "Ворота лунатиков" по названию соседнего кладбища. Между Цветочными и Дамасскими воротами находится пещера, в которую был брошен пророк Иеремия, предвестивший падение Иерусалима. В честь него Цветочные ворота иногда называют «воротами Иеремии».В 19 веке, когда потребность в обороне городских стен отпала, проём Цветочных ворот был замурован и вместо него проложен новый, сквозной, более подходящий для современного города. |
Новые ворота или ворота Хамида находятся в самой высокой точке Старого Города. Как говорит нам название, эти ворота были построены позднее остальных. В конце XIX века европейские державы, в том числе Франция, стали строить церкви, монастыри и другие религиозные учреждения в Иерусалиме. Напротив того места, где сейчас находятся Новые ворота, был построен монастырь Нотр Дам де Жерузалем, включающий госпиталь и гостиницу для паломников. |
| Для сообщения между ним и католическими учреждениями в Христианском квартале французкое правительство попросило турецкие власти пробить ворота в северно-западной части Старого Города. В 1889 году, при пособничестве католической церкви и посла Франции в Константинополе, султан Абд Аль-Хамид согласился выполнить просьбу и Новые ворота были построены для уменьшения потока паломников, идущих к храму Гроба Господня через Яффские ворота.Новые ворота ведут в христианский квартал города.
|
Некогда сразу за Золотыми воротами или Милосердия и Ответа начиналась одна из центральных улиц города-крепости, проходившая с Востока на Запад. Со времени принятия христианства в качестве официальной религии Византийской империи и превращения Иерусалима в центр паломничества христиан, эта дорога должна была вести прямиком к храму гроба Господня. Отстраивая в ХVI веке крепость вокруг Иерусалима, султан Сулейман приказал заложить проем под аркой Золотых ворот, превратив их в башню чтобы Мессия не мог войти в город, к тому же снаружи ворот устроили мусульманское кладбище. | Первые упоминания о Иерусалиме относятся к 18-19 в.в. до н.э., когда он упоминался под именем Русалимум в "египетских надписях проклятий" (надписи, сделанные на глиняных сосудах или фигурках, содержащие проклятия, которые должны были пасть на тех людей, которые предпримут враждебные действия против Египта). В списках из Тель Амарны (14 в. до н.э.) упоминается как Урусалим, в надписях фараона Санхерива (конец 8 века до н.э.) - Урусалимму. До завоевания царем Давидом, носил название Иевус. В книге Бытия упоминается как Шалем (полный, совершенный). На древнееврейском языке слово "Иерусалим" звучит как "Ерушалаим", что означает "Город мира". Но мирной судьбу Иерусалима назвать нельзя: ни один город на земле не пережил за свою историю столько разрушений и катастроф, сколько выпало на его долю. Он менял хозяев более 80 раз, за время его существования его 16 раз разрушали и 17 раз восстанавливали! Хананеи и филистимляне, ассирийцы и иудеи, греки и персы, вавилоняне, римляне, египтяне, византийцы, арабы, мамлюки, крестоносцы, турки - все они сражались за право обладать Иерусалимом. Его разрушали десятки раз, но он снова и снова восставал из праха и пепла. Точно не известно, кем и когда был основан Иерусалим. Около 1000 г. до н.э. он был захвачен иудейским царем Давидом у евусеев и провозглашен столицей . Давид перенес туда и Ковчег Завета, где хранились каменные таблички, с высеченными на них, Десятью Заповедями, главная святыня иудейской религии. Царь Давид начал подготовку к возведению Иерусалимского Храма на горе Мория. Давид задумал возвести Храм на горе Мориа, но ему было не позволено строить Храм из-за кровопролитных войн, которые он вел на протяжении своего царствования, а также из-за прелюбодеяния с Вирсавией (которая впоследствии стала его женой и матерью Соломона) и пособничества в гибели Урии, мужа Вирсавии.
|
Первый Храм был построен только сыном царя Давида - Соломоном около 960 года до н.э. Соломон получил от Давида план строительства Храма и на четвертый год своего царствования приступил к строительству.Он обратился за помощью к царю Тирскому - Хираму. Хирам присылал для строительства Храма кедры и кипарисы, а также опытных работников. Над строительством Первого Храма трудились более 150 тысяч рабочих и более 3 тысяч надсмотрщиков. Строительство длилось семь лет.Над постройкой Храма целых семь лет трудились 70 тысяч носильщиков, 80 тысяч каменотёсов и почти 4 тысячи надзирателей! | Самое удивительное, что за всё это время не заболел и не умер ни один из строителей. Мало того, рассказывают, что даже ни один инструмент не сломался! Соломон расширил и укрепил город, а также перенес в Храм Скрижали с каменными досками, на которых были высечены Десять Заповедей и Менору - золотой светильник, в котором непрерывно должно было гореть чистейшее оливковое масло. Храм был разделен на два помещения: внешнее - Святилище и внутренне - Святая Святых. Скрижали были получены от Бога Моисеем на горе Синай. Внутри и снаружи Ковчег был обложен золотом и стоял в Храме под крыльями золотых херувимов.Во внешней части Храма - Святилище - находился золотой алтарь - жертвенник, на котором воскуривался фимиам; столы хлебов предложения - на столе находилось 12 хлебов (по одному от кажого колена израилева), которые выпекались каждую пятницу и лежали там всю неделю, так как стол не должен был пустовать никогда; Менора - золотой семисвечник, день и ночь освещавший Святилище. Для зажигания Меноры использовалось лишь масло, которое получали при первом отжиме олив, масло, полученное при следующих отжимах, требовало очистки и его не разрешалось использовать для Меноры. В Первом Храме было 10 золотых столов хлебов и 10 золотых семисвечников.
Длина Иерусалимского Храма составляла около 30 метров, ширина около 10 метров, высота около 15 метров. К Храму примыкал двор, где народ возносил молитвы и приносил жертвы. Иерусалимский Храм был частью целого комплекса, который воздвиг царь Соломон. Празднование в честь открытия Храма длилось 14 дней и на него были приглашены главы всех колен израилевых. На церемонии открытия царь Соломон (а не первосвященник, как это было принято), произнёс молитву и благословил народ. После смерти Соломона его царство распалось на два: Северное - Израиль и Южное - Иудея. Иерусалим стал столицей Иудеи. |
|
|
В 598 г. до н. э. вавилонский царь Навуходоносор осадил Иерусалим. И после неудачных восстаний иудеев в 586 г. до н.э., полностью разрушил Иерусалим и сжег Храм Соломона. Первый Иерусалимский Храм сожжен в день 9 ава. Большинство населения города было либо уничтожено, либо уведено в рабство в Вавилон. Первый Иерусалимский Храм просуществовал около 400 лет. | С приходом к власти персидского царя Кира, в 538 евреям разрешается вернуться в Израиль и приступить к восстановлению Храма. Проводятся работы по восстановлению города и Храма. Расходы по строительству казна берет на себя. Евреи возвращаются, расчищают территорию Храма от обломков и устанавливают там алтарь, таким образом возобновив культ жертвоприношений еще до строительства Храма. Работами руководят потомок царя Давида - Зоровавель и Первосвященник Иехошуа. Но из-за распрей между евреями и самаритянами (самаритяне, считавшие себя потомками израильского колена Иосифа, всячески препятствуют восстановлению Храма, так как не были допущены к его строительству), возведение Второго Храма было растянуто на 15 лет.
И в 516 г. до н.э. происходит освящение Второго Храма. Второй Иерусалимский Храм не был столь внушителен и великолепен, как Первый. Нельзя не сказать и о том, что во Втором Храме уже не было Ковчега Завета. По легенде, он был увезен в Вавилон после разрушения Храма, а на его месте находилась лишь мраморная плита. Второй Иерусалимский Храм освещал только один золотой семисвечник и стоял один стол хлебов предложения. |
| В 332 г. до н.э. Иудея и Иерусалим практически без боя сдались Александру Македонскому. Но когда к власти пришел Антиох IV Епифан, он начал проводить жесткую политику насаждения греческого языка и культуры еврейскому населению. Недовольство в стране росло и, когда Антиох разграбил Храм, а в 167 году до н.э. осквернил Храм, установив на жертвеннике алтарь Зевса, в стране вспыхнуло вооруженное восстание под предводительством Иуды Макковея. 164\5 год до н.э. народные повстанцы под предводительством Иуды Маккавея овладевают Иерусалимом и очищают Храм от принадлежности к языческому культу. С тех пор празднуется праздник Хануки в честь обновления Храма. Спустя 100 лет Иерусалим попадает под власть Рима. Рим назначает правителем Иудеи царя Ирода, который за свою деятельность, жестокость и хитрость был назван Великим. Во времена его правления Иудейское государство достигло большого расцвета. Ирод значительно перестроил город, восстановил, по свидетельству Иосифа Флавия, Храм в том великолепии, в котором он был при царе Соломоне, проложил новые дороги и перестроил систему водоснабжения. Работы по расширению и перестройке Храма начались около 20 года до н.э. и были полностью завершены только к 64 году н.э. уже при Агриппе II и Храм был освящен во второй раз. Хотя Храм был почти полностью перестроен, его не стали называть Третьим, а по прежнему он носил название Второй Иерусалимский Храм.Ирод вдвое увеличил площадь Храмовой горы, для чего возникла необходимость воздвигнуть подпорные стены. Одна из них, западная стена, сохранилась до наших дней и известна нам, как Стена Плача. Именно при Ироде родился Иисус Христос. Правление сына Ирода не было удачным, и римляне поставили сюда своего правителя - прокуратора. Пятый прокуратор Иудеи, Понтий Пилат, печально знаменит распятием Христа. Дворец был построен из белого мрамора и богато украшен. В Талмуде говорится, что "тот, кто не видел Храма Ирода, никогда в жизни не видел красивого здания". А вот описание Иосифа Флавия: "Внешний вид Храма представлял все, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжёлыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи."Период Второго Храма стал периодом рассвета страны, а Иерусалим превратился в крупный торговый город. Остановимся подробней на том, что же привело к разрушению Второго Иерусалимского Храма через 6 лет после завершения его строительства. Римский император Клавдий подарил Агриппе II часть земель в Иудее и поручил ему надзор за Иерусалимским Храмом и право назначать Первосвященника. В то время казна Храма находилась в руках Первосвященника, так как через него проходили все пожертвования евреев не только Иудеи, а и всей еврейской диаспоры. Чтобы получить доступ к казне Агриппа старался назначать на эту должность своих ставленников. Родственники Агриппы тоже рвались к власти. В результате между Первосвященниками Агриппой и его родственниками происходили вооруженные стычки.В 64 году новым римским прокуратором назначается Флор, который уже открыто пытается грабить храмовую казну. Только что закончено строительство Второго Храма и около 20 тысяч рабочих, учавствовавших в строительстве остаются без работы. В стране появляются вооруженные банды и грабители. В народе начинается недовольство. Агриппа убеждал народ повиноваться прокуратору Флору, но толпа потребовала, чтобы они оба убирались из Иерусалима. Первосвященники, опасаясь гнева народа, призвали Агриппу ввести войска в Иерусалим. Началось стихийное восстание, переросшее в Первую иудейскую войну.Она распространилась по всей территории Иудеи. Еврейское общество разделилось на несколько партий, которые воевали между собой. Римский император Нерон понял, что ситуация вышла из под контроля и послал в Иудею своего военноначальника Веспасиана подавить восстание. К 68 году римлянами была захвачена почти вся страна. Вскоре Нерон умер и императором был провазглашен Веспасиан. Он отправился в Рим, а продолжать войну оставил своего сына Тита. Весной 70 года Тит со своей армией подошел к Иерусалиму. Этот год стал годом падения Иерусалима и годом гибели Второго Иерусалимского Храма. В Иерусалиме продолжалась братоубийственная война и во время одного из таких боев сгорели продовольственные склады. Вскоре в городе начался голод. Это и стало одной из причин падения Иерусалима.Осада города длилась пять месяцев, но все же римлянам никак не удавалось овладеть Храмом, оставшиеся повстанцы сражались до последнего.
|
Храм пал, когда Тит, сын императора Веспасиана подошел со своим войском к городу, приказал поджечь ворота и осадил его. Этот год стал годом падения Иерусалима и годом гибели Второго Иерусалимского Храма.. Второй Иерусалимский Храм горел 10 дней. Это произошло 9 ава 70 года нашей эры.Иерусалим был превращен в руины, Храмовая гора распахана, оставшиеся в живых были порабощены римлянаме.В Талмуде говорится о причинах разрушения Второго Храма: "За то, что возлюбили богатство... и возненавидели друг друга". | На месте разрушенного Храма у Западной Стены люди просят об исполнении желаний, вкладывая записки между камней Стены. Эта традиция появилась несколько столетий назад среди паломников, которые перед возвращением домой вкладывали в щели Стены Плача записки, в которых просили у Творца оградить их от опасностей в дороге. Представьте себе времена, в которые это происходило: путешественник мог погибнуть в кораблекрушении, быть ограбленным, а то и убитым разбойниками на дорогах, умереть от бесчисленных болезней, которые в те времена слабо лечились. И скоро стали появляться свидетельства об избежании опасностей, а то и чудесном спасении паломников, писавших такие записки. И люди стали просить успеха в делах, здоровья себе и родным, благодарить Творца за подаренное им благополучие, женщины всегда просили у Него беременности… Впервые эта традиция была упомянута в книге «Падэ Авраам». Книга приводит рассказ о том, как великий еврейский мудрец и знаток Каббалы Раби Хаим Бен Атар написал записку с просьбой о ниспослании достатка своему ученику и повелел этому ученику вложить её в западную Стену Храма. Знатоки утверждают, что учеником Раби Хаима Бен Атара был другой мудрец, известный как Хида. Последнему вскоре улыбнулась удача. В другой книге «Мэа Шеарим» приводится важность этого обычая, так как упоминание имени человека к добру на Святых местах имеет особую силу. Согласно учению мудрецов, главный аспект молитвы — это работа, которую человек делает в сердце. Таким образом, в момент написания молитвы просьба уже сказана. Последующее упоминание имени человека и его просьбы у Стены Плача способствует лучшему и скорейшему принятию молитвы.
Известно, что многие очень популярные люди перед важными событиями в своей жизни специально приезжают в Иерусалим, чтобы вложить записку в Стену Плача.Ежегодно около 5 млн. паломников и туристов со всего мира прибывают в Иерусалим и каждый оставляет свою сокровенную записку к Всевышнему между камней в СТЕНУ ПЛАЧА. Даже Папа Римский, посетив Иерусалим, вложил записку с собственной молитвой. К сожалению не все могут себе позволить посетить Святую Землю. Сегодня Стена Плача является самым святым местом для иудеев всего мира. Каждый день сюда стекаются тысячи людей: и израильтян и туристов. |
|
|
Евреи оплакивают утерянные Храмы и молятся о возрождении былой мощи Израиля. Люди вкладывают меж камней Стены записочки с просьбами к Богу, а потом молятся или просто молчат. Просьбы в записках самые разные: от простых житейских до просьб о мире всем народам Земли. Люди обращаются к Богу письменно в самые трудные моменты своей жизни, когда помощи больше просить не у кого. Раз в месяц все записки собираются и закапываются в специальных емкостях на Масличной горе, так что все послания к Всевышнему никогда не исчезнут. |
И днем и ночью слышны молитвы у Стены на разных языках мира. Каждый молится по разному. Кто-то, медленно покачиваясь, словно огонек свечи, кто-то, прильнув лицом к стене, пытается услышать ответ на свои просьбы, а иногда сквозь молитвы прорывается плач, настоящий, навзрыд. В праздники и по субботам у Стены плача наблюдается оживление: мужчины танцуют со свитками Торы, веселятся. На женской половине этого нет: женщинам не полагается веселиться. Они молятся Всевышнему о спасении жизни своих мужей и сыновей. |
| Со Стеной Плача связано очень много современных традиций. Здесь приносят присягу солдаты отборных боевых частей Армии Обороны Израиля, многие мальчики, достигшие 13-летнего возраста, впервые вызываются здесь к чтению Торы, в День Независимости Израиля и в День Освобождения Иерусалима у Стены проводятся торжественные мероприятия.
| <Вернуться Назад>
|
Меню сайта
Форма входа
Пакет "КАШТАН"
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
Друзья сайта
|