Четверг, 21.11.2024, 12:58
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"  Приветствую Вас Гость| RSS
 

Наше Радостное Радсело

Страницы из Великой Истории



Столица Израиля, Иерусалим, расположился на склонах Иудейских гор: Акра, Сион и Мориа. Если подняться на Масличную гору, то перед вами, как на ладони, предстанет вид на сердце Иерусалима - Старый город. Отсюда он открывается во всем своем величии: мощные крепостные стены с 34 башнями и 8 воротами, купола храмов, мечетей и синагог. Но если вы спуститесь в сам город, то окунетесь в атмосферу какой-то особой святости, таинственности и непроходящей волшебной сказки.  Посещение Старого города - это всегда потрясение, событие, волшебство. И не важно, пришли вы сюда впервые, или бывали здесь уже много раз.
 Узкие мощеные улочки, римские колонны, величественные стены с многочисленными арками сразу становятся родными и наполняют вас ощущением нереальности всего происходящего. Каждый камень Старого города готов рассказать вам свою историю. Именно здесь был построен Иерусалимский храм, здесь распяли Христа и отсюда Мухаммед поднялся в рай.  
 По этим, отполированным миллионами ног улицам, проходили цари и рабы, воины и паломники, торговцы и нищие. В Старый город ведет 8 ворот:Дамасские (Шхемские), Яффские, Сионские (ворота Давида), Мусорные (Навозные), Львиные, Ирода (Цветочные), Новые и Золотые. Всего в Стене Сулеймана насчитывается 11 ворот, из которых открыты только семь: Новые, Яффские, Львиные, Цветочные, Сионские, Мусорные и Дамасские. Ворота, как и крепостные стены Иерусалима, были построены султаном Сулейманом Великолепным, правителем Османской империи

Дамасские или Шхемские, Колонные ворота имеют древнюю историю. Первые ворота на этом месте были сооружены Иродом Антипой I (41-44 гг.), затем они были перестроены императором Адрианом и стали представлять собой отдельно стоящий монументальный вход в Элию Капитолину – город, построенный римлянами на месте разрушенного Иерусалима. Единое целое со стеной эти ворота стали составлять только в III в. и использовались по меньшей мере вплоть до V в.  Дамасские или Шхемские ворота – самые красивые, богато украшены орнаментом. Ворота в их современном виде были построены в 1537 году во времена Сулеймана Великолепного. 
До сих пор видны древние стены, сложенные из гигантских тесаных блоков. От этих ворот начиналась дорога на Дамаск и Шхем (Наблус). В 1979 году вошел в строй пешеходный туннель, сокращающий путь от Шхемских ворот до Стены плача. Шхемские ворота являются гласным входом в Мусульманский квартал; обращены на север в сторону Дамаска и Шхема. Недалеко от Дамасских ворот расположены пещеры Седекии (Соломоновы каменоломни), где добывали камни на постройку Первого Храма.
Древняя дорога на юг в сторону Хеврона начинается от открытых четыреста лет назад Сионских ворот, что расположены на знаменитой горе Сион. Они ведут в еврейский квартал города. В современном виде построены все тем же Сулейманом Великолепным. Сионские ворота также называются воротами Давида, так как за пределами стен Старого города у Сионских ворот находится Гробница Давида. Согласно преданию, на этом месте похоронен царь Давид, победитель Голиафа – царь Израиля, чей образ вдохновил Микеланджело на создание одного из величайших в мировой истории произведений искусства.

Здание, в котором находится усыпальница – каменный саркофаг, покрытый бархатным покрывалом. Снаружи оно увенчано минаретом, а внутри кроме гробницы Давида находится христианская святыня – горница "тайной вечери", последней встречи Иисуса с учениками на пасхальной трапезе.

Мусорные, или Навозные ворота, через которые сеголня можно въехать в Старый Город на рейсовом автобусе, впервые упоминаются в Ветхом Завете в связи со строительством Первого Храма. Тогда через них вывозили в долину Кидрона мусор, накопившийся на Храмовой Горе в ходе строительных работ. Мусорные ворота располагаются в самой низкой части Старого Города, в долине ручья Тирапеон, пролегающей между холмами Сион и Мориа, на которых стоит Иерусалим.  Со времён Второго Храма в части города, прилегавшей к Мусорным воротам, селились бедняки, пасшие овец на пустынных холмах к югу от Иерусалима. Эти ворота самые маленькие и ведут в мусульманский квартал. Когда-то это был небольшой проем в крепостной стене, через который мог проехать только один человек на осле. Но в свое время иорданцы расширили ворота до теперешних размеров и сейчас там могут проезжать автомобили.
Среди всех ворот Иерусалима Львиные лидируют по количеству присвоенных им названий. Их называют воротами колен Израилевых; воротами Девы Марии (по одной из легенд, Дева Мария родилась неподалёку отсюда); воротами Святого Степана (который мученически погиб возле Львиных ворот); воротами Иерихона (отсюда берёт начало дорога на Иерихон); воротами Иосафата (Львиные ворота «смотрят» на долину Иосафата, она же долина ручья Кидрон) и, наконец, «Масличными воротами», в честь Масличной Горы напротив. Ворота украшены геральдическими львами, символами мамлюков, и обращены в сторону Иерихона. В христианской традиции, Иисус перед казнью вошел в Иерусалим именно через эти ворота. Их иногда называют воротами девы Марии, так как недалеко от них находится ее гробница.

Через них можно попасть в мусульманский квартал. Здесь берет свое начало и главная улица Виа Долороса - Крестный путь или Путь страданий Иисуса Христа. Именно через эти ворота вошёл в Иерусалим Иисус, неся свой крест к месту, где сейчас стоит храм Гроба Господня. По этому маршруту ежегодно проходит пасхальный крёстный ход.

Ворота Ирода, или Цветочные, "ворота лунатиков" ведут в мусульманский квартал. Названы в честь Ирода Антипы, сына Ирода Великого, так как дом, находящийся поблизости от ворот, ошибочно считали принадлежавшим ему. Их еще называют Цветочными, так как их украшает орнамент из цветочных гирлянд, а также, согласно другой легенде, когда то у этих ворот было высажено большое количество цветов. Арабы называют их "Ворота лунатиков" по названию соседнего кладбища. Между Цветочными и Дамасскими воротами находится пещера, в которую был брошен пророк Иеремия, предвестивший падение Иерусалима. В честь него Цветочные ворота иногда называют «воротами Иеремии».В 19 веке, когда потребность в обороне городских стен отпала, проём Цветочных ворот был замурован и вместо него проложен новый, сквозной, более подходящий для современного города.

Новые ворота или ворота Хамида находятся в самой высокой точке Старого Города. Как говорит нам название, эти ворота были построены позднее остальных. В конце XIX века европейские державы, в том числе Франция, стали строить церкви, монастыри и другие религиозные учреждения в Иерусалиме. Напротив того места, где сейчас находятся Новые ворота, был построен монастырь Нотр Дам де Жерузалем, включающий госпиталь и гостиницу для паломников.   


Для сообщения между ним и католическими учреждениями в Христианском квартале французкое правительство попросило турецкие власти пробить ворота в северно-западной части Старого Города. В 1889 году, при пособничестве католической церкви и посла Франции в Константинополе, султан Абд Аль-Хамид согласился выполнить просьбу и Новые ворота были построены для уменьшения потока паломников, идущих к храму Гроба Господня через Яффские ворота.Новые ворота ведут в христианский квартал города.

 Некогда сразу за Золотыми воротами или Милосердия и Ответа  начиналась одна из центральных улиц города-крепости, проходившая с Востока на Запад. Со времени принятия христианства в качестве официальной религии Византийской империи и превращения Иерусалима в центр паломничества христиан, эта дорога должна была вести прямиком к храму гроба Господня. Отстраивая в ХVI веке крепость вокруг Иерусалима, султан Сулейман приказал заложить проем под аркой Золотых ворот, превратив их в башню чтобы Мессия не мог войти в город,  к тому же снаружи ворот устроили мусульманское кладбище.
 
Первые упоминания о Иерусалиме относятся к 18-19 в.в. до н.э., когда он упоминался под именем Русалимум в "египетских надписях проклятий" (надписи, сделанные на глиняных сосудах или фигурках, содержащие проклятия, которые должны были пасть на тех людей, которые предпримут враждебные действия против Египта).
В списках из Тель Амарны (14 в. до н.э.) упоминается как Урусалим, в надписях фараона Санхерива (конец 8 века до н.э.) - Урусалимму. До завоевания царем Давидом, носил название Иевус. В книге Бытия упоминается как Шалем (полный, совершенный). На древнееврейском языке слово "Иерусалим" звучит как "Ерушалаим", что означает "Город мира". Но мирной судьбу Иерусалима назвать нельзя: ни один город на земле не пережил за свою историю столько разрушений и катастроф, сколько выпало на его долю. Он менял хозяев более 80 раз, за время его существования его 16 раз разрушали и 17 раз восстанавливали!  Хананеи и филистимляне, ассирийцы и иудеи, греки и персы, вавилоняне, римляне, египтяне, византийцы, арабы, мамлюки, крестоносцы, турки - все они сражались за право обладать Иерусалимом. Его разрушали десятки раз, но он снова и снова восставал из праха и пепла.
Точно не известно, кем и когда был основан Иерусалим. Около 1000 г. до н.э. он был захвачен иудейским царем Давидом у евусеев и провозглашен столицей . Давид перенес туда и Ковчег Завета, где хранились каменные таблички, с высеченными на них, Десятью Заповедями, главная святыня иудейской религии. Царь Давид начал подготовку к возведению Иерусалимского Храма на горе Мория.  Давид задумал возвести Храм на горе Мориа, но ему было не позволено строить Храм из-за кровопролитных войн, которые он вел на протяжении своего царствования, а также из-за прелюбодеяния с Вирсавией (которая впоследствии стала его женой и матерью Соломона) и пособничества в гибели Урии, мужа Вирсавии.

Первый Храм
Первый Храм был построен только сыном царя Давида - Соломоном около 960 года до н.э. Соломон получил от Давида план строительства Храма и на четвертый год своего царствования приступил к строительству.Он обратился за помощью к царю Тирскому - Хираму. Хирам присылал для строительства Храма кедры и кипарисы, а также опытных работников. Над строительством Первого Храма трудились более 150 тысяч рабочих и более 3 тысяч надсмотрщиков. Строительство длилось семь лет.Над постройкой Храма целых семь лет трудились 70 тысяч носильщиков, 80 тысяч каменотёсов и почти 4 тысячи надзирателей!
Самое удивительное, что за всё это время не заболел и не умер ни один из строителей. Мало того, рассказывают, что даже ни один инструмент не сломался!
Соломон расширил и укрепил город, а также перенес в Храм Скрижали с
каменными досками, на которых были высечены Десять Заповедей
и Менору - золотой светильник, в котором непрерывно должно было гореть чистейшее оливковое масло. Храм был разделен на два помещения: внешнее - Святилище и внутренне - Святая Святых.   Скрижали были получены от Бога Моисеем на горе Синай. Внутри и снаружи Ковчег был обложен золотом и стоял в Храме под крыльями золотых херувимов.Во внешней части Храма - Святилище - находился золотой алтарь - жертвенник, на котором воскуривался фимиам; столы хлебов предложения - на столе находилось 12 хлебов (по одному от кажого колена израилева), которые выпекались каждую пятницу и лежали там всю неделю, так как стол не должен был пустовать никогда; Менора - золотой семисвечник, день и ночь освещавший Святилище. Для зажигания Меноры использовалось лишь масло, которое получали при первом отжиме олив, масло, полученное при следующих отжимах, требовало очистки и его не разрешалось использовать для Меноры. В Первом Храме было 10 золотых столов хлебов и 10 золотых семисвечников.
Длина Иерусалимского Храма составляла около 30 метров, ширина около 10 метров, высота около 15 метров. К Храму примыкал двор, где народ возносил молитвы и приносил жертвы. Иерусалимский Храм был частью целого комплекса, который воздвиг царь Соломон. Празднование в честь открытия Храма длилось 14 дней и на него были приглашены главы всех колен израилевых. На церемонии открытия царь Соломон (а не первосвященник, как это было принято), произнёс молитву и благословил народ. После смерти Соломона его царство распалось на два: Северное - Израиль и Южное - Иудея. Иерусалим стал столицей Иудеи.

В 598 г. до н. э. вавилонский царь Навуходоносор осадил Иерусалим. И после неудачных восстаний иудеев в 586 г. до н.э., полностью разрушил Иерусалим и сжег Храм Соломона. Первый Иерусалимский Храм сожжен в день 9 ава. Большинство населения города было либо уничтожено, либо уведено в рабство в Вавилон. Первый Иерусалимский Храм просуществовал около 400 лет.
С приходом к власти персидского царя Кира, в 538 евреям разрешается вернуться в Израиль и приступить к восстановлению Храма. Проводятся работы по восстановлению города и Храма. Расходы по строительству казна берет на себя. Евреи возвращаются, расчищают территорию Храма от обломков и устанавливают там алтарь, таким образом возобновив культ жертвоприношений еще до строительства Храма. Работами руководят потомок царя Давида - Зоровавель и Первосвященник Иехошуа. Но из-за распрей между евреями и самаритянами (самаритяне, считавшие себя потомками израильского колена Иосифа, всячески препятствуют восстановлению Храма, так как не были допущены к его строительству), возведение Второго Храма было растянуто на 15 лет.
И в 516 г. до н.э. происходит освящение Второго Храма. Второй Иерусалимский Храм не был столь внушителен и великолепен, как Первый. Нельзя не сказать и о том, что во Втором Храме уже не было Ковчега Завета. По легенде, он был увезен в Вавилон после разрушения Храма, а на его месте находилась лишь мраморная плита. Второй Иерусалимский Храм освещал только один золотой семисвечник и стоял один стол хлебов предложения.
 В 332 г. до н.э. Иудея и Иерусалим практически без боя сдались Александру Македонскому. Но когда к власти пришел Антиох IV Епифан, он начал проводить жесткую политику насаждения греческого языка и культуры еврейскому населению. Недовольство в стране росло и, когда Антиох разграбил Храм, а в 167 году до н.э. осквернил Храм, установив на жертвеннике алтарь Зевса, в стране вспыхнуло вооруженное восстание под предводительством Иуды Макковея. 164\5 год до н.э. народные повстанцы под предводительством Иуды Маккавея овладевают Иерусалимом и очищают Храм от принадлежности к языческому культу. С тех пор празднуется праздник Хануки в честь обновления Храма.
Спустя 100 лет Иерусалим попадает под власть Рима. Рим назначает правителем Иудеи царя Ирода, который за свою деятельность, жестокость и хитрость был назван Великим. Во времена его правления Иудейское государство достигло большого расцвета. Ирод значительно перестроил город, восстановил, по свидетельству Иосифа Флавия, Храм в том великолепии, в котором он был при царе Соломоне, проложил новые дороги и перестроил систему водоснабжения. Работы по расширению и перестройке Храма начались около 20 года до н.э. и были полностью завершены только к 64 году н.э. уже при Агриппе II и Храм был освящен во второй раз. Хотя Храм был почти полностью перестроен, его не стали называть Третьим, а по прежнему он носил название Второй Иерусалимский Храм.Ирод вдвое увеличил площадь Храмовой горы, для чего возникла необходимость воздвигнуть подпорные стены. Одна из них, западная стена, сохранилась до наших дней и известна нам, как Стена Плача. Именно при Ироде родился Иисус Христос.
Правление сына Ирода не было удачным, и римляне поставили сюда своего правителя - прокуратора. Пятый прокуратор Иудеи, Понтий Пилат, печально знаменит распятием Христа. Дворец был построен из белого мрамора и богато украшен. В Талмуде говорится, что "тот, кто не видел Храма Ирода, никогда в жизни не видел красивого здания". А вот описание Иосифа Флавия: "Внешний вид Храма представлял все, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжёлыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи."Период Второго Храма стал периодом рассвета страны, а Иерусалим превратился в крупный торговый город.   Остановимся подробней на том, что же привело к разрушению Второго Иерусалимского Храма через 6 лет после завершения его строительства. Римский император Клавдий подарил Агриппе II часть земель в Иудее и поручил ему надзор за Иерусалимским Храмом и право назначать Первосвященника. В то время казна Храма находилась в руках Первосвященника, так как через него проходили все пожертвования евреев не только Иудеи, а и всей еврейской диаспоры. Чтобы получить доступ к казне Агриппа старался назначать на эту должность своих ставленников. Родственники Агриппы тоже рвались к власти. В результате между Первосвященниками Агриппой и его родственниками происходили вооруженные стычки.В 64 году новым римским прокуратором назначается Флор, который уже открыто пытается грабить храмовую казну. Только что закончено строительство Второго Храма и около 20 тысяч рабочих, учавствовавших в строительстве остаются без работы. В стране появляются вооруженные банды и грабители. В народе начинается недовольство. Агриппа убеждал народ повиноваться прокуратору Флору, но толпа потребовала, чтобы они оба убирались из Иерусалима. Первосвященники, опасаясь гнева народа, призвали Агриппу ввести войска в Иерусалим. Началось стихийное восстание, переросшее в Первую иудейскую войну.Она распространилась по всей территории Иудеи. Еврейское общество разделилось на несколько партий, которые воевали между собой. Римский император Нерон понял, что ситуация вышла из под контроля и послал в Иудею своего военноначальника Веспасиана подавить восстание.  К 68 году римлянами была захвачена почти вся страна. Вскоре Нерон умер и императором был провазглашен Веспасиан. Он отправился в Рим, а продолжать войну оставил своего сына Тита. Весной 70 года Тит со своей армией подошел к Иерусалиму. Этот год стал годом падения Иерусалима и годом гибели Второго Иерусалимского Храма. В Иерусалиме продолжалась братоубийственная война и во время одного из таких боев сгорели продовольственные склады. Вскоре в городе начался голод. Это и стало одной из причин падения Иерусалима.Осада города длилась пять месяцев, но все же римлянам никак не удавалось овладеть Храмом, оставшиеся повстанцы сражались до последнего.

Храм пал, когда Тит, сын императора Веспасиана подошел со своим войском к городу, приказал поджечь ворота и осадил его. Этот год стал годом падения Иерусалима и годом гибели Второго Иерусалимского Храма.. Второй Иерусалимский Храм горел 10 дней. Это произошло 9 ава 70 года нашей эры.Иерусалим был превращен в руины, Храмовая гора распахана, оставшиеся в живых были порабощены римлянаме.В Талмуде говорится о причинах разрушения Второго Храма: "За то, что возлюбили богатство... и возненавидели друг друга".
На месте разрушенного Храма у Западной Стены люди просят об исполнении желаний, вкладывая записки между камней Стены. Эта традиция появилась несколько столетий назад среди паломников, которые перед возвращением домой вкладывали в щели Стены Плача записки, в которых просили у Творца оградить их от опасностей в дороге. Представьте себе  времена, в которые это происходило: путешественник мог погибнуть в кораблекрушении, быть ограбленным, а то и убитым разбойниками на дорогах, умереть от бесчисленных болезней, которые в те времена слабо лечились. И скоро стали появляться  свидетельства об избежании опасностей, а то и чудесном спасении паломников, писавших такие записки. И люди стали просить успеха в делах, здоровья себе и родным, благодарить Творца за подаренное им благополучие, женщины всегда просили у Него  беременности… Впервые эта традиция была упомянута в книге «Падэ Авраам». Книга приводит рассказ о том, как великий еврейский мудрец и знаток Каббалы Раби Хаим Бен Атар написал записку с просьбой о ниспослании достатка своему ученику и повелел этому ученику вложить её в западную Стену Храма. Знатоки утверждают, что учеником Раби Хаима Бен Атара был другой мудрец, известный как Хида. Последнему вскоре улыбнулась удача. В другой книге  «Мэа Шеарим» приводится важность этого обычая, так как упоминание имени человека к добру на Святых местах имеет особую силу. Согласно учению мудрецов, главный аспект молитвы — это работа, которую человек делает в сердце. Таким образом, в момент написания молитвы просьба уже сказана. Последующее упоминание имени человека и его просьбы у Стены Плача способствует лучшему и скорейшему принятию молитвы.
Известно, что многие очень популярные люди перед важными событиями в своей жизни специально приезжают в Иерусалим, чтобы вложить записку в Стену Плача.Ежегодно около 5 млн. паломников и туристов со всего мира прибывают в Иерусалим и каждый оставляет свою сокровенную записку к Всевышнему между камней в СТЕНУ ПЛАЧА. Даже Папа Римский, посетив Иерусалим, вложил записку с собственной молитвой. К сожалению не все могут себе позволить посетить Святую Землю. Сегодня Стена Плача является самым святым местом для иудеев всего мира. Каждый день сюда стекаются тысячи людей: и израильтян и туристов.

 Евреи оплакивают утерянные Храмы и молятся о возрождении былой мощи Израиля. Люди вкладывают меж камней Стены записочки с просьбами к Богу, а потом молятся или просто молчат. Просьбы в записках самые разные: от простых житейских до просьб о мире всем народам Земли. Люди обращаются к Богу письменно в самые трудные моменты своей  жизни, когда помощи больше просить не у кого. Раз в месяц все записки собираются и закапываются в специальных емкостях на Масличной горе, так что все послания к Всевышнему никогда не исчезнут.
И днем и ночью слышны молитвы у Стены на разных языках мира. Каждый молится по разному. Кто-то, медленно покачиваясь, словно огонек свечи, кто-то, прильнув лицом к стене, пытается услышать ответ на свои просьбы, а иногда сквозь молитвы  прорывается плач, настоящий, навзрыд. В праздники и по субботам у Стены плача наблюдается оживление: мужчины танцуют со свитками Торы, веселятся. На женской половине этого нет: женщинам не полагается веселиться. Они молятся Всевышнему о спасении жизни своих мужей и сыновей.
 Со Стеной Плача связано очень много современных традиций. Здесь приносят присягу солдаты отборных боевых частей Армии Обороны Израиля, многие мальчики, достигшие 13-летнего возраста, впервые вызываются здесь к чтению Торы, в  День Независимости Израиля и в День Освобождения Иерусалима у Стены проводятся торжественные мероприятия.



<Вернуться Назад>
Меню сайта
Форма входа
Пакет "КАШТАН"
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Друзья сайта